Дебютировал в Питере !

Рецензия Ксении Рождественской Лучшие российские фильмы 2021 года, опрос Искусства Кино Рецензия в журнале Сеанс Подробнее: Национальный конкурс фестиваля, как и прежде, картографирует новые территории авторской документалистики в России.  В программе на равных участвуют полнометражные, средне- и короткометражные картины; среди них – две российские премьеры и 9 мировых. В 2021 году основные показы Национального конкурса пройдут в киноцентре “Ленфильм”.

Центральный сюжет нашего конкурса в этом году состоит в том, что российская реальность новых двадцатых не апеллирует к прямому высказыванию. Что характерно, наверное, не только для локального российского контекста, в котором граница между свидетелем и соучастником становится опасно размытой, но и для глобального устройства современной медиасреды, в котором фальсификация неотличима от свидетельства, но несравнимо проще и дешевле в производстве. И чем чаще «прямое высказывание» или его имитация становится оружием в медиавойнах, тем меньше оно способно описать реальность, и тем дальше от него стремятся уйти настоящие авторы. Возможно, именно поэтому в конкурсе как никогда много фильмов-эссе, работ с ослабленным нарративом («Зачем снятся сны» Тихона Пендюрина, «91» Дины Караман), и совсем нет фильмов, в которых авторы стояли бы у зрителя над душой, подводя их к тем или иным выводам. Сразу несколько фильмов программы работают не с «реальностью», а с ее отражениями в авангардном искусстве («Теория Новой Гениальности» Таисии Круговых, «Народная» Вадима Кострова). Это поиск нового языка не столько для описания повседневного, сколько попытка приподняться на цыпочки и увидеть за низкими и тяжелыми облаками свинцовой реакции – утопический горизонт. Другая часть конкурса ближе к традиционной документалистике, но и в ней можно увидеть поиски авторами сдвига, который остраняет действительность, представляя ее не в лоб («Набережная» Нади Захаровой, «Джой» Дарьи Слюсаренко). Перекодировка реальности, выход из клетки настоящего в неизвестное будущее, даже не сам выход, а сквозняк, образовавшейся от приоткрытой двери («Ягодник» Ильи Желтякова, «Клетки» Дмитрия Лукьянова) – еще один, может быть, самый важный сюжет национального конкурса “Послания к человеку» 2021 года”, – рассказывают кураторы Национального конкурса Константин Шавловский и Наталия Пылаева.

Из почти 500 заявок в Национальный конкурс отобрано 17 картин:

  • «27А», режиссер Дарья Лихая, 17 мин., Россия, 2021
  • «91», режиссер Дина Караман, 26 мин., Россия, 2021
  • «Дальний план», режиссер Владимир Головнев, 67 мин., Россия, 2021
  • «Джой», режиссер Дарья Слюсаренко, 63 мин., Россия, 2020
  • «Дом», режиссер Игорь Гладков, 37 мин., Россия, 2021
  • «За забором», режиссер Мария Коган-Лернер, 8 мин., Россия, 2020
  • «Зачем снятся сны», режиссер Тихон Пендюрин, 65 мин., Россия, 2021
  • «Клетки», режиссер Дмитрий Лукьянов, 60 мин., Россия, 2021
  • «Край безвестной дали», режиссер Айаал Адамов, 15 мин., Россия, 2021
  • «Ладно Хорошо, Пинега», режиссеры Юлия Курмангалина, Саша Кулак, 23 мин., Россия, Германия, 2021
  • «Мальчик», режиссер Виталий Акимов, 53 мин., Россия, 2020
  • «Мы будем вместе», режиссер Серафима Труевцева, 4 мин., Россия, 2021
  • «Народная», режиссер Вадим Костров, 90 мин., Россия, 2021
  • «Набережная», режиссер Надя Захарова, 45 мин., Россия, 2021
  • «Теория Новой Гениальности», режиссер Таисия Круговых, 50 мин., Россия, 2021
  • «Ты в Бога веришь?», режиссер Григорий Музуров, 17 мин., Россия, 2021
  • «Ягодник», режиссер Илья Желтяков, 57 мин., Россия, 2021