Йорг Колберг о книге

1 апреля 2022

Россия в проекте Дмитрия Лукьянова "Instant Tomorrow" не похожа на ту, что мы привыкли видеть в фотокнигах. Здесь нет жёстких молодёжных вечеринок и пожилых жителей далёких тихих деревень.

Вместо этого перед зрителем предстают отстранённые обитатели одинаковых многоэтажных домов в новых районах города. Люди, изображённые на фотографиях, и дома, в которых они живут, настолько лишены всякой индивидуальности, что это выглядит потрясающе.  Видимо, чтобы привнести хоть какое-то разнообразие в свою жизнь, многие из этих людей окружают себя гаджетами,  созданными для того, чтобы как-то улучшать физическое существование человека и расширять его способности. (Каким именно образом зритель должен догадаться сам).

Даже девушка, которая держит в руках пылесос и игрушку для кошки выглядит так, будто взаимодействует с самым странным из всех когда-либо созданных приспособлений. Это не потому что фотограф как-то неуклюже поработал, нет. Наоборот, это именно та игра, в которую он играет со зрителем.  Что же, это и есть новая Россия, населённая дронами и людьми, которые, хоть и выглядят разными, но в конце концов, движутся все вместе в едином порыве к очень странным и, возможно, совершенно бессмысленным целям?  Может быть, как и все мы? Некоторые портреты хоть и выглядят постановочными, но в контексте всей серии это работает!

В то время, как во многих других фотопроектах слишком искусственные, постановочные портреты лишают всю работу жизни, здесь происходит обратное: будто сам фотограф подвергся этому мёртвому эффекту.  Безжизненность работ только поддерживает общую идею проекта.

После просмотра книги возникает сильное желание выбежать на улицу, изваляться в ближайшей грязи, просто чтобы почувствовать себя живым в мире, который не настолько стерилен и отчуждён!

Оригинальный английский текст рецензии:  The Russia on display in Dmitry Lookianov‘s Instant Tomorrow is unlike the one usually presented in photobook form.  Here, there are no young people partying heavily. Neither are there people living in quaint, isolated Russian villages.  Instead, the viewer is presented with a series of people whose blandness perfectly matches that of the towering  apartment blocks they are living in. These people are depicted as being so devoid of any personality that it’s almost amazing.

As if to counter that, or to possibly bring some form of excitement into their lives, many of them are seen engaging  with some form of gadgetry, large parts of which appear to be designed to enhance one’s physical appearance  (in what ways or, crucially, why is completely left to the imagination).  Even a young woman holding on to a vacuum cleaner and a cat toy looks like she is engaging with the most alien of all contraptions.  And it is not because the photographer is awkward or inept. Instead, it’s the game he’s presenting.

So if this is the new Russia (or one of them anyway), it’s inhabited by drones, by people who might look a little different,  but who, in the end, are really all just alike, aspiring to what really just seem to be the weirdest and possibly most useless goals.

Aren’t we all?

While some of the portraits just look a tad too posed, in this particular context this is actually made to work.  Where in almost any other body of work portraits that look too posed suck all the life out of what could be had,  here it’s the complete opposite: it almost seems as if even the photographer somehow got affected.  So the photographic lifelessness works, given it supports the overall idea. Having looked through the book,  you almost want to run out of your house and grab the next available piece of dirt just to feel alive again,  to be in — and with — a world that’s not so relentlessly alien.

Instant Tomorrow; photographs by Dmitry Lookianov;  104 pages; Peperoni Books; 2016 Оригинальная публикация на сайте Cphmag.com Информация о Йорге Колберге Книга Instant Tomorrow на Amazon