Подробности о занятиях по свету


  Фотографии с занятий по свету в Школе фотографии Fine Art (Москва) 

Периодически меня просят разъяснить, что происходит на мастер-классах по работе со светом и чем именно
мои занятия, отличаются от многих других. Решил сделать об этом пост. Для начала хочу сказать, что
преподаю это дело уже около 10 лет, а работаю со светом итого больше.

Началось это когда у меня в распоряжении появилась собственная студия в которой я учился и экспериментировал с искусственным светом и там же снимал простые коммерческие заказы. А параллельно с этим ассистировал нескольким опытным рекламным и Fashion фотографам, чтобы научиться работать в сложных ситуациях и на 
реальных коммерческих съёмках, вместе с этим наращивая свою базу коммерческих заказчиков.

Первое время работал в студиях, но потом начал выезжать на локации к клиентам, с собственным световым сетапом.
Это оказалось делом востребованным, так как многие фотографы предлагали, в основном, студийные съемки. А если и выезжали, то максимум с накамерной вспышкой и каким-нибудь простеньким рассеивателем/отражателем.
Какое-то время набор техники который приходилось возить с собой был довольно громоздкий. Разные Боуэнсы и Дидолайты с тяжелыми стойками аккумуляторными блоками, софтами и т. д. Из-за этого процесс съемок
усложнялся и был довольно выматывающим, особенно без ассистента.

И я стал задумываться, а нужно ли мне все это оборудование на самом деле и потихоньку оптимизировать свой сетап.
Все радикально изменилось, когда карьера коммерческого фотографа мне наскучила и я стал заниматься собственными проектами, в основном, документальными.


Фотографии с занятий по свету в Школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (Москва) 

Вот тогда набор техники пришлось сильно сократить и научиться справляться с ситуациями самыми скромными средствами, чтобы весь стафчик помещался в рюкзак или небольшую сумку. Это было связано не только с тем,
что приходилось куда-то ездить своим ходом, но и с тем, что документальные съёмки часто подразумевают
быструю реакцию на ситуацию. Нужен максимально оперативный и не громоздкий сетап, отсутствие ассистентов
и возможность работать без электричества.

Пока документальные съемки продолжались, набор техники и используемых приёмов и оптимизировался, а способность справляться со сложным светом в реальных локациях прокачивалась довольно серьезно. Ведь когда приезжаешь к героям, нужно быть готовым к чему угодно и понимать, что никто специально не думал о том насколько вам подходит свет от ртутной лампы на производстве, или от налобного фонарика в какой-нибудь шахте. В общем, это был такой многолетний практический опыт с полным погружением, который развил у меня навыки работы в любых условиях и глубокое понимание того как работает искусственный свет в контексте реальных документальных съемок. Вопрос с навыками я для себя на тот момент закрыл, но началась другая история.

Фотографии с занятий по свету в Школе Tulpan Berlin (Алматы) 


После обучения в Школе Родченко неизбежно начинаешь думать о художественном процессе, контексте в котором существуют твои работы. Что сделано до тебя, насколько приемы которые ты используешь релевантны заявленной теме и времени. И это касается так же и работы со светом, в которой есть, конечно, своя довольно впечатляющая традиция.
Вот ее мы и изучаем на мастер-классах в сочетании с разными доступными техническими приемами и теоретическими знаниями.

Не утомительно. Без физики, химии, математики. Без воды, но и без профанации. На каждом мастер-классе участники будут изучать традицию работы со светом в современной и классической фотографии. Сначала мы разбираем ключевые проекты, авторские приёмы освещения и примеры из истории искусства. Потом знакомимся с самыми необходимые технические понятия которые помогают начать работать со светом грамотно и «прямо сейчас» без погружения в вязкую теорию. Параллельно разбираемся с современной, традиционной и экзотической техникой, которую используют авторы работающие со светом.
Каждый участник мастер-класса сможет лучше ориентироваться в доступной на рынке осветительной технике. В зависимости от формата мастер-класса, проходит одна или несколько совместных учебных съёмок.
А затем участники выполняют интересные задания, которые мы подробно разбираем на итоговом просмотре.